Интернет-магазин светового оборудования в Новосибирске г. Новосибирск, Большевистская 103
+7 (913) 945-76-66 info@interiorsvet.ru
Корзина (нет товаров)
КАТАЛОГ

Тиффани. Новая классика

28 марта 2015

Портрет Тиффани

История стекла периода модерна насчитывает десятки имён, но несомненно, одно из них можно считать стоящим вне конкуренции - это Луис Комфорт Тиффани.

 

Отец Луиса - Чарльз Луис Тиффани (1812 - 1902) приехал в 20-летнем возрасте в Нью-Йорк где через пять лет, в 1837 году, основал, со своим школьным другом, ювелирную фирму "Тиффани и Янг" и открыл на Бродвее ювелирный магазин. В первый день работы выручка которого составила 4,98 доллара. Когда в 1853 году Тиффани-отец единолично стал контролировать компанию среди его клиентов числились: Российский императорский дом, королевские фамилии Великобритании, Дании, Греции, Италии, Швеции. В 1887 году Тиффани приобрёл выставленные на продажу драгоценности Французской короны, в 1889 - самый большой жёлтый бриллиант в мире.
18 февраля 1948 года у Гаррет и Чарльза Тиффани родился сын, который должен был наследовать семейное дело, но судьба распорядилась иначе.

Льюис Комфорт Тиффани вырос в обстановке роскоши, но к разочарованию отца не проявлял интереса к семейному бизнесу и объявил, что посвящает свою жизнь искусству. Несмотря на сопротивление отца, Льюис начал учиться живописи. В 1865 году, в возрасте 17 лет Тиффани отправляется в Париж где продолжает образование у Леона Бейли, последователя модного в то время ориентализма. Под влиянием Байли Луис увлекается искусством стран Магриба и отправляется путешествовать по Франции, Испании и Северной Африке.. Огромное впечатление на него произвели раннехристианские мозаики Равенны и витражи Шартрского собора. Тогда же он знакомится с идеями "Движения искусств и ремёсел" Морриса, что повлияло на выбор Тиффани в пользу декоративного искусства. В 1866 году Льюис возвращается в Америку и поступает в Нью-Йоркскую академию дизайна, где в 1867 году состоялась его первая выставка картин по мотивам путешествия в Африку.

Пирамиды Египта. Тиффани. Холст, масло. 61×76 см. Деннис Машес & Ко. Санта-Барбара. США.

Параллельно учёбе в академии Льюис неофициально учится у известного пейзажиста Джорджа Иннеса, который был близок с французскими импрессионистами из Барбизон-Скул (Чарльз Франк, Камиль Каро, Теодор Руссо). "Цель художника просто передать другим людям своё восприятие внешнего мира. Художник не взывает к разуму и к моральным ценностям. Его цель не разрушать, а пробуждать эмоции."
В 1868 году Тиффани переезжает в Париж, где некоторое время берёт уроки у Леона Бейли, но тяготился жёстким академическим подходом к процессу обучения. Во время путешествия по Европе в 1871 году Льюис случайно встречает в Гранаде своего знакомого по Сенчури-Клаб Самуэля Коуэлмена и, с этого момента, они вдвоём отправляются путешествовать по Северной Африке, посетив Египет, Тунис и Марокко. Тиффани собрал во время поездки большую коллекцию предметов местных промыслов и археологических артефактов в Танджере и Каире. Кроме того, он много фотографировал и делал наброски в дорожном альбоме. Позже в 1876 году в Филадельфии состоялась персональная выставка работ Тиффани выполненных по материалам этой поездки. В дальнейшем Льюис писал маслом, и акварелью, отдавая предпочтение изображению повседневной жизни американских городов. В 1877 году он стал одним из основателей Общества Американских художников. Но наиболее широко талант Тиффани раскрылся в его работах витражиста.

На фоне всеобщего экономического подъёма возрос интерес к роскоши в быту. Созданная Льюисом в 1879 году фирма "Л.С. Тиффани и ассоциация художников" предлагала широкий выбор дорогих высокохудожественных изделий для интерьеров домов - мебель, текстиль, стекло, разработку дизайна интерьеров. В 1882 году фирма Тиффани получила заказ на оформление интерьера Белого Дома от Президента Соединённых Штатов Честера Артура. Для этого заказа был изготовлены светильники и огромный витражный трёхчастный экран для холла первого этажа. Через 20 лет Теодор Рузвельт воссоздал неоклассический стиль Белого Дома, во время работ декорации Тиффани были уничтожены. На протяжении 80 - 90-х годов Тиффани обставлял дома Вандербильтов, Осборнов, Тейлоров, Карнеги, Марка Твена…
В 1883 году компания Тиффани разделилась и Льюис полностью переключился на дизайн стекла. Его не удовлетворяла технология росписи по стеклу, по его мнению, это принижало природную красоту и возможности стекла. Ещё во время своего первого путешествия в Европу Льюис познакомился с ирризированным римским и венецианским стеклом. Сейчас мы бы назвали такую игру цвета - металлик, цвет радужных, перламутровых отливов на поверхности стекла.

Кормление фламинго. 1892. Музей американского искусства Чарльза Морса. Флорида.

Этот витраж был создан для Чикагской международной выставки 1893 года. Высота 157 см. Льюис заново создал технологию получения люстрового эффекта химическим путём. Стекло получило название "fabril" - "пламенеющий". Металлический порошок наносился на поверхность стекла плотным, "укрывистым" слоем, после чего поверхность обрабатывалась парами содержащими оксид металла. Кроме того, узор частично создавался мастером от руки, на манер древнеегипетских "расчёсываний" нитей. В 1880 году Льюис получил патент №837418 на стекло "fabril". В этом же году он основал на Лонг-Айленде стекольную компанию "Сторбридж" где продолжил эксперименты с оксидами золота, серебра, меди, кобальта и даже урана. "Разводное" стекло производилось не только в америке, хотя мы знаем его как "американское". Похожие стёкла производились в Англии - Эдвард Вэб, во Франции - Пантин, Австрии - Вэбмейер, в Богемии - Лоц. Но Тиффани первый стал производить художественное стекло в промышленных объёмах не только для своих нужд, но и на продажу, и поставлял его в том числе и в Европу, в Париж, в галерею Бинга.

В 1890-х годах в Нью-Йорке существовало более 60 различных дизайнерских фирм оказывающих услуги по декорированию помещений, и почти все они работали со стеклом. Но реальным конкурентом Тиффани являлся только Джон Ла Фарж, о котором мы уже говорили выше. Оба разрабатывали собственные технологии производства стекла и каждый достиг высочайшего качества работы в области витражей. Независимо друг от друга конкуренты стали применять технологии многослойного стекла в витражах для достижения нужного им цвета или оттенка - pletting. Известно применение до трёх слоёв. Тиффани нанимал лучших стеклодувов и химиков из Англии и Италии для осуществления своих экспериментов и, опираясь на собственное производство, имел возможность выбирать для своих панно тот единственный кусок стекла из тысяч кусков имевшихся в его распоряжении. А при необходимости, выпекал этот единственный, неповторимый кусок стекла. В результате Ла Фарж проиграл в конкурентной борьбе и Льюис монополизировал рынок стекла.

На Чикагской международной выставке 1893 года были представлены капелла Тиффани и золотые ворота Салливена для Транспортейшен билдинг. Мозаики и витражи капеллы из "пламенеющего" стекла, перламутра и полудрагоценных камней были восторженно приняты публикой, и Тиффани приобретает мировую известность. Ещё в середине 80-х годов Льюис организовал подразделение для производства витражей на религиозные сюжеты по заказам католической церкви. Параллельно отдел производил сосуды, статуи, вышивку и другие предметы культа. Капелла созданная Тиффани "соеденила византийский стиль с современным вкусом". Капелла включала 12 витражных окон и многочисленные предметы интерьера из цветного стекла. Тиффани получил огромное количество разнообразных призов и медалей за данную работу. В последний день работы выставки, под влиянием увиденного, мисс Гейли Вайнел Уоллос - Чикагская королева бриллиантов, пожертвовала капелле 500000 долларов, что по тем временам представляло баснословную сумму. Льюис передал эти деньги на реконструкцию собора Св. Джона в Дивайне. Капелла простояла 10 лет и была демонтирована по причине разрушения фундамента и конструкций в следствии плохой гидроизоляции. В 1916 году Тиффани перевёз капеллу в своё имение в Лоурентолл-Холл. В 1946 году части капеллы были проданы с аукциона. Уже в наши дни внучка Тиффани, Джаннет Маккин основала галерею в Музее американского искусства Чарльза Морса во Флориде. После многих лет поисков большая часть фрагментов и предметов обстановки были выкуплены у их владельцев и в 1999 году капелла была восстановлена и открыта для посещения.
В том же 1893 году Льюис знакомится с главным меценатом модерна - Самуэлем Бингом. Галерея Бинга "L` Art Nouveau" была точкой притяжения всех идей и имён "нового искусства". В 1895 году Бинг посетил мастерские Тиффани, и под впечатлением увиденного организовал в Париже, среди своих друзей, заказ на эскизы для витражей Тиффани, часть из которых была воплощена в жизнь. Тиффани оказался вовлечённым в Парижский круг искусств. Одним из желаний Льюиса было доказать, что ни одна из картин не может добиться той яркости цвета и света, как его витражи. В 1900 году Бинг выставил окна Тиффани получившие название "4 сезона" в Лондоне, где они принесли своему автору специальную медаль.

Окна "Четыре сезона. Зима" 1899. Музей американского искусства Чарльза Морса.

Нарциссы. 1910. Аукционный дом Филлипс.

Тиффани производил окна в промышленных масштабах, но персонально отслеживал каждый вариант эскизов. Фабрики Тиффани производили окна на мифологические, библейские, исторические темы, пейзажные, известно несколько абстрактных окон. В общей сложности им было выпущено не менее 5000 окон. Цены на окна варьировались от 3000 до 5000 долларов. На 1905 - 1910 года пришелся пик расцвета окон Тиффани, но с началом первой мировой войны спрос на них значительно сократился, но тем не менее окна продолжали пользоваться спросом в Новом Свете. В 1920 году Льюис в 72 года уходит на покой, но его компании по прежнему выпускают "окна Тиффани", хотя их качество заметно снижается.
Другим, не менее известным направлением работы Тиффани, были лампы. Ещё в 1885 году, Льюис знакомится с изобретателем электрической лампочки, Томасом Эдиссоном, с которым вместе работает над интерьерами театра "Лицеум" в Нью-Йорке. В дальнейшем они поддерживали дружбу до самой смерти.


Никто не может сказать, сколько было выпущено ламп. На лампы шли обрезки стекла оставшиеся от окон. В 1906 году каталог ламп включал более 300 образцов. Средняя лампа стоила около 100 долларов, маленькая около 40. Были представлены и роскошные образцы торшеров и люстр. В 1998 году настольная лампа "Amnesium" была продана галереей Филлипсон в Нью-Йорке за 1872500 долларов. Да, лампочки с того времени несколько подорожали. Пожалуй, наиболее известна его "Стрекозы"
В 1892 году, задолго до движения феменисток, Льюис нанял группу женщин художниц. Одной из них - Кларе Дрискал, и принадлежит дизайн "Стрекозы". Кстати, в 1904 году мисс Дрискал была одной из самых высокооплачиваемых работающих женщин в Америке. И конечно нельзя не сказать несколько слов о вазах Тиффани. И хотя выдувные (гутные) сосуды идут несколько в стороне от нашей основной, "витражной" темы хотелось бы привести здесь слова английского художественного критика Сесилии Верн по поводу произведений Тиффани: " Хотя формы порой весьма причудливы, они всегда согласуются со своеобразной красотой чудесного материала и по большой части гораздо проще и гармоничней, что и является основными чертами классического произведения, чем выдувное стекло в Европе".

Стрекозы. 1900. Аукционный дом Кристи.

Ваза «Аризема». 1900. «Пламенеющее стекло», 40,3 см. Галерея Lillian Nassau, Нью-Йорк