Интернет-магазин светового оборудования в Новосибирске г. Новосибирск, Большевистская 103
+7 (913) 945-76-66 info@interiorsvet.ru
Корзина (нет товаров)
КАТАЛОГ

Античное стекло

28 марта 2015

Античное стекло

"В той, граничащей с Иудеей, части Сирии, которая называется Финикией, у подножия горы Кармел есть болото, которое называется Кандебия. Считают, что в нём берёт начало река Бел протяжённостью в пять тысяч шагов… Рассказывают, что сюда пристал корабль торговцев нитром, и когда они, рассеявшись по берегу, приступили к приготовлению еды и не оказалось камней под котлы, они подложили под них куски нитра с корабля, которые расплавились от огня, смешавшись с песком на берегу, и потекли прозрачные ручьи новой жидкости - таким было происхождение стекла. Вскоре, поскольку ловкость изобретательна, перестали довольствоваться примешиванием нитра, стали добавлять и магнитный камень, так как считается, что он притягивает к себе и жидкое стекло, как он притягивает железо. Подобным образом стали плавить различные блестящие камешки, потом раковины и выкапываемый песок". Плиний Старший. Natvralis Historia, XXXVI, 191.
Сейчас установлено, что в песке реки Бел и отложениях его у устья содержится 14 - 18% извести, 3,6 - 5,3% глинозёма и около 1,5% углекислого магния, поэтому из этого песка в смеси с щёлочью (содой) могло получиться вполне прочное стекло. (S. Frank. Glass and Archaeology. London, 1982). 
 
Конечно, существуют и другие версии открытия стекла, но вопрос в том, что считать за основу. Всякая полива (глазурь), закреплённая на керамическом сосуде, по составу представляет стекло, и только лишь керамическая основа лишает поливу главной отличительной особенности стекла - прозрачности, а поэтому может называться стеклом лишь условно. Таким образом производство глазури Египетской керамики Древнего царства можно считать родоначальником стеклоделия. Однако состав стекла постепенно приближался к современным нам типовым составам. В стекло начинают вводить свинец. Для заглушения стекла применяют олово. В качестве красителей осваиваются марганец - для фиолетовой, кобальт - для синей и сурьмянокислый свинец для жёлтой окраски. Со временем появляются первые образцы прозрачного стекла. В гробнице Тутанхамона некоторые небольшие живописные изображения на вещах покрыты прозрачными стеклянными пластинками. Что входит в состав стекла?
Основная составная часть стекла, которая определяет все его свойства - кремнезём, который вводится в стекло в виде кварцевого песка. В производстве стекла используются самые чистые разновидности кварцевого песка, в которых количество загрязнений не превышает 1-2%. Особенно нежелательно присутствие железа, которое, даже в долях процента, окрашивает стекло в грязно-зелёный цвет. Стекло можно сварить из одного песка, не прибавляя к нему никаких веществ, при температурах выше 1700 град. В результате получается "кварцевое" стекло способное выдерживать высокие температуры и температурные скачки. Такое стекло применяется при производстве химической посуды, ламп накаливания и т.д. 
 
При добавлении к песку соды, можно получить состав с температурой плавления 1400 - 1500 град., но в результате получается водорастворимое стекло которое используется, в основном, в лакокрасочном производстве, строительстве. Для исправления недостатков водорастворимого стекла вводится третий элемент - известь. Известняк и мел - это породы имеющие одинаковый химический состав, способные в ряде случаев заменить одна другую. 
Трёхкомпонентная шихта - песок, сода и известняк - базовая смесь для производства обычного стекла. Добавление в шихту различных присадок (химических соединений) позволяет получить окрашенное стекло или стекло с какими-либо особыми свойствами. Так например добавление в шихту окиси свинца (до 30 %) позволяет сильно увеличить показатель преломления стекла (хрусталь) и снижает температуру плавления. В оптическое стекло добавляются окиси бария и цинка и т.д. 
 
В III - II тысячелетии до нашей эры не умели варить бесцветное прозрачное стекло, оно получалось пастообразным, не осветлённым. Стекло окрашивали в различные цвета, применяя в качестве красителей окись и закись меди (в природе встречается в виде минералов - малахит, лазурит, тенерит, куприт) которые, в зависимости от режима варки, давали красный, зелёный и голубой цвет; окись кобальта - давала синий цвет, окись марганца (пиролюзит и некоторые другие минералы) - пурпурно-фиолетовый, окись свинца (свинцовый сурик) - жёлтый, олово - молочно-белый. Позднее в I тысячелетии научились варить стекло, но, как правило, с каким-нибудь оттенком, что зависело от состава сырья, вернее, от песка, который не возможно было очистить от ненужных примесей. Из стекла делали бусы, подвески, печати и мозаичные пластинки для украшения мебели. Самой древней техникой, которую применяли для изготовления этих стеклянных изделий, было прессование в форме. Бусы делали с помощью накручивания стекломассы на металлический или керамический стержень. Эта же техника, несколько усложнённая, так называемая "техника сердечника", применялась для изготовления полых сосудов, которые впервые появились в середине II тысячелетия до н.э. в Мессопотамии, а затем и в Египте в виде небольших толстостенных вазочек - кратерисков и флакончиков для благовоний. На металлический прут надевали глиняную болванку - сердечник и придавали ему форму будущего сосуда. На сердечник накручивали жгуты горячего стекла, которые, соединяясь, создавали тело сосуда. Вращая на стержне сосуд обматывали поверхность разноцветными стеклянными нитями. Для получения зигзагообразного рисунка нити "прочёсывали" гребёнками и разглаживали.

Рис.1. Кратериск. Египет. Конец XV - первая половина XIV в. до н.э. Государственный Эрмитаж.

В IX - VIII веках до н.э. в Ассирии, а затем и на всём Ближнем Востоке, научились создавать прекрасные чаши из обесцвеченного стекла посредством отливки в форме. Они получались толстостенными, после остывания их поверхность подвергали холодной механической обработке - полировке, иногда резьбе. Используя метод отливки, в IV - II веках до н.э. в Александрии делали изысканные чаши с ажурным растительно - геометрическим орнаментом из золотой фольги, заключенной между двумя слоями бесцветного стекла.


 

 

 

 

Рис.2. Чаша. Александрия. Египет. Начало II в. до н.э. Государственный Эрмитаж. СПб

Существовал особенно популярный декоративный приём изобретённый римлянами и впоследствии широко использованный венецианскими мастерами, "миллифиори", что в буквальном переводе означает "тысячи цветов". Осуществляется этот оригинальный приём так. Изготовляют стеклянные, разноцветные стволики. Для этого соединяют в один пучок несколько различно окрашенных стеклянных палочек, сваривают их в одно целое и растягивают, пока не получится тонкий пёстрый стволик, состоящий из разноцветных жилок. Затем его рассекают поперёк на небольшие отрезки, которые раскладываются и прессуются в расплавленном виде в соответствующей форме. Приём этот можно бесконечно разнообразить, придавая стволикам самые различные рисунки в сечениях, заменять отрезки стволиков набором бесформенных мелких осколков цветного стекла. Изделия из них очень ценились в Риме.


 

Рис.3. Фиала в технике "миллифиори". Италия I в. до н.э. - I в. н.э. Государственный Эрмитаж. СПб.

Бесспорно, самой совершенной в художественном и техническом отношении стеклянной вещью из оставшихся нам в наследство от античной эпохи считается так называемая Портландская ваза. Она была найдена недалеко от Рима в совершенно неповреждённом состоянии, наполненная пеплом сожженного тела, в великолепном мраморном саркофаге. Ваза представляет собой амфору из синего стекла, на фоне которого выделяются фигуры, высокохудожественно исполненные из молочного стекла, изображающие сцены мифологического содержания. Ваза выполнена техникой двухслойного нацвета. Верхний слой стекла подвергали проработке вращающимся медным колёсиком, на которое подаётся размешанный с маслом абразивный порошок. Медное колёсико приводилось во вращение при помощи тетивы лука, обёрнутой вокруг валика, на который было насажено колёсико.


 

 

Рис.4. Портландская ваза. Конец I в. до н.э. - начало I в. н.э. Британский музей. Лондон.

Совершенно особняком, по техники исполнения, стоят немногочисленные сохранившиеся сосуды, носящие название "диатрет". Их характеризует наличие наружной стеклянной сетки, иногда очень сложного узора, прикреплённой к сосуду на тонких стеклянных ножках. По-видимому, это делалось для того, чтобы в случае наполнения сосудов чем-нибудь горячим их можно было держать в руке, не обжигаясь.


 

 

 

 


Рис.5. Диатрет. Бокал из Нидераммеля на Мозеле. IV в. Музей земли Рейнланд. Трир.

В середине I века до н.э. на побережье Сирии произошло открытие, совершившее коренной переворот в стеклоделии, - была изобретена стеклодувная трубка. Благодаря ей стекло, которое раньше прессовали и отливали, стали выдувать. На конец длинной железной трубки мастер набирал из печи комочек горячего стекла и раскатывал его на каменной плитке; в получавшуюся заготовку вдувал воздух и раздувал пузырь, из которого с помощью манипуляций трубкой и инструментами (вращение, вытягивание, зажимы) формовал изделие. Следующим этапом развития стало выдувание в форму. Преимущество данной технологии состояло в том, что одну и ту же матрицу можно было неоднократно использовать, создавая целые серии одинаковых сосудов из стекла варьируя прилепляемые детали - венчик, ножку, ручки.


 

Рис.6. Флакон в виде раковины. Восточное средиземноморье. Сирия? I в. Государственный Эрмитаж. СПб.

Листовое стекло вставляемое в окна появляется у римлян в I веке до н.э. Первоначально оно изготовлялось в виде отливки листов толщиной около 1 см. и площадью до 0.5 кв.м. Стекло отливаемое в глиняных формах, после охлаждения обычно растрескивается по причине трудности согласования коэффициентов теплового расширения стекла и огнеупора из которого делается форма. Чтобы избежать этого плиты из форм извлекали ещё в горячем состоянии. Впоследствии стали выдувать небольшие цилиндры и разрезав их вдоль раскатывали на поддоне. В Римской империи, Византии, а затем и в Киевской Руси, оконное стекло так же производилось в виде небольших дисков бесцветного стекла диаметром 200 - 250 мм., с аккуратно завёрнутой кромкой. Эти диски вставлялись в круглые отверстия дощатых щитов, закрывающих проёмы окон. Такие диски получались из выдутого широкого плоскодонного сосуда, вертикальные стенки которого отрезались на небольшой высоте, образуя бортик, загибающийся внутрь.